понедельник, 30 ноября 2020 г.



Что ж, нужно сказать, что поездка в Украину была для нас не только возможностью вновь увидеть дорогих нам людей, но и посетить любимые города, как бы пафосно это ни звучало.

Можно сказать, что Мариуполь я покинул в 16 лет, когда поступил в Донецкий Университет. С конца девяностых годов, получатеся, я бывал в родном городе только наездами. Сначала я приезжал домой каждые выходные. Потом раз в две недели. Потом - раз в месяц. Ну и летние каникулы, конечно, проводил в Марике.

А с переездом в Киев посещения родного города свелись буквально к трем разам в год: обязательно на Пасху, летом и осенью.
Именно поэтому мне было очень интересно посмотреть, как изменился, и изменился ли вообще, за эти десятилетия Мариуполь.

Киев мы с Добриком безумно любим. Я - так точно безумно. А Добрик, как более практичный человек - просто любит. Но сильно. 

Вот с Киева и начнем...




Без долгих предисловий скажу сразу: Киев не то, чтобы разочаровал, он просто не изменился настолько в лучшую сторону, насколько мог за те 8 лет, как мы его покинули. А отсутствие некоторых изменений, пусть даже крохотных, в лучшую сторону, можно смело записывать в графу "ухудшения". 

В первую очередь, это касается старой доброй азиатщины со столичным привкусом возле станций метро. Все эти лотки и торговля с земли, в том числе. Просто какой-то урбанистический хаос и ужас.
Отдельного упоминания стоит станция метро Вокзальная. Это фурункул, нарыв и незаживающий гнойник на теле города. Причем, ничего на этом прОклятом пятачке не меняется уже много-много лет. Огромная клоака, через которую проходят не только тысячи киевлян, но и гораздо больше приезжих, для которых это вообще первое место, через которое они знакомятся с Киевом. Никакая не Лавра, не Хрещатик, не Родина-Мать и не Андреевский спуск. А тупо грязная, загаженная, беспорядочная куча всего и всех, опоясанная железнодорожными путями.

Люди приезжают на поезде и если сумеют отбиться от вездесущих зазывал и докучливых таксистов, попадают в метро.
Мне все так же нравится запах киевского метро. Больше, чем монреальского. И частота движения поездов мне в Киеве нравится больше, чем в Монреале. Это, пожалуй, всё. В качестве туриста удается увидеть то, чего не замечаешь как житель города с замыленным взглядом. Составы, станции - все такие же, как и почти 20 лет назад, когда я только перебрался в Киев. Но к этому аспекту, по большому счету, у меня нет никаких нареканий.
Нарекания были вызваны изменениями, которые затеяли в киевском метрополитене и которые, по традиции, пошли через жопу. Вот натурально, именно так, уж как я ни старался подобрать более подходящее слово.

Уже давным давно там задумались отказаться полностью от жетонов и перейти на карточки. Но все как-то не удосуживались. Во время нашего приезда действовало поистине идиотское ограничение на продажу не больше двух жетонов в руки. То есть, стимулируют пассажиров, как это часто и повсеместно бывает, не через позитивный пример, а исключительно через негативный опыт. Это уже не стимуляция, а принуждение. 
По этой причине, что на Вокзальной, что на станции Левобережная приходилось выстаивать огроменную очередь чтобы купить жетоны. Левобережка - ладно уж. Но Вокзальная... там тысячи и тысячи людей. И большинство не местные.

Вроде бы как, я не уверен был, можно было просто пройти через турникет, оплатив проезд банковской карточкой. Но как мне, туристу об этом знать? Где об этом указано? А если я не знаю ни украинского, ни русского? В общем, клиентоориентированность где-то плетется в хвосте сразу после "нам похер" и "чего вы от нас хотите". 


Мариуполь

Архитектура Киева - великолепна, душевна и уютна. То, что было построено лет сто назад и раньше. Современная застройка - ужасна и циклопична. Или ужасно циклопична. Ну и безвкусна, куда ж без этого?
Из аэропорта в город попадаешь по Бориспольскому шоссе, которое становится проспектом Бажана, а чтобы попасть на Левобережку, с Бажана поворачиваешь направо на Днепровскую набережную. По обе стороны Бажана уже давно стоят огромные дома массивов Позняки, Харьковского и Осокорки. И вот на развязке Бажана/Днепровская набережная построили очередной огроменный муравейный жилкомплекс или комплексы, которые своей массивностью и высотой просто подминают всё, что было построено раньше. Наверное, я просто отвык от домов таких масштабов. И это не жалоба или нытье. Просто он меня поразил и я бы не сказал, что положительно.

А вот на этой фотографии, справа шестнадцатиэтажка, в которой мы жили, а на заднем плане - очередной никакой квадратно-гнездовой жилой комплекс. Внешней разницы между домами 70-х годов и второго десятилетия двухтысячных - никакой. Разве что, в новых домах пока еще нет пятен внешнего утепления. 




Кстати, гуляя по окрестностям Левобережки во дворах относительно новых домов, я заметил то, на что раньше вообще не обращал внимания, пока не увидел, что оказывается, можно делать по-другому. Парковка автомобилей. Автомобили навалены россыпью. В том числе и на тротуаре. Там с коляской трудно протиснуться, я уж не говорю про проезд, например, скорой или пожарной машины. Всем похер. Я понимаю, что "похер" этот отчасти вынужденный - где-то ж парковаться людям надо, а проектировщики на эту проблему забили большой проектировщицкий болт.

Кстати, что касается автомобилей. Раньше Киев был практически эталоном в плане водительских привычек. Оговорюсь - "эталон" в определенной мере, не абсолютный. По крайней мере, водители были приучены пропускать пешеходов на зебре. Что это, если не эталон в украинских реалиях? (сарказм, если что)
С киевским водительским опытом в Донецке, по пути в Мариуполь, я по привычке пытался было пропускать пешеходов, но те просто не были к такому привычны и ждали, когда проедет машина, не веря, что их действительно пропускают. В Мариуполе тогда гаишники вышколили местных водителей практически до киевской вежливости. 

В этот раз я ни разу не был за рулем, но был киевским пешеходом. Похоже, за время моего отсутствия выросло новое поколение водятлов.
Если сравнивать с Монреалем, то в могу сказать (исключительно субъективно и не претендуя на истину в последней инстанции), что в Монреале неприятные дорожные ситуации возникают из-за глупости, а в Киеве - из-за наглости и хамства.
Гулял по прекрасному Чеховскому переулку. Узкая односторонняя улица. Едут несколько машин одна за другой. Первая включает поворотник, притормаживает возле свободного места и начинает сдавать задним ходом для параллельной парковки. Когда маневр был выполнен наполовину, машина стоящая сразу за паркующейся начала дико сигналить - водителю надоело ждать. Сколько прошло времени? Секунд 20, не больше.

Кстати, бытовая агрессия, не только дорожная, характерна и для Киева, и для Мариуполя. Типичная ситуация с замешкавшимся покупателем на кассе в супермаркете. При мне в Мариуполе на бабульку гыркала кассирша. Ну и сзадистоящие тоже. 

Закончу, пожалуй, аэропортом. В Борисполе построили, еще к Евро 2012, новый терминал D. При выходе из него тебя встречает, вернее, нас встречал мер Киева на огромном баннере. Вернее даже не встречал, а приветствовал. Это не хорошо и не плохо. Это просто данность. В Монреальском аэропорту никакие чиновники тебя не встречают. Чиновники вообще не для этого придуманы.
  
Так вот, терминал новый, современный. А его руководство - дремучие имбецилы. Уже улетая, мы не могли нормально попасть в терминал. Из нескольких входов оставили открытым только один. В целях безопасности. Всех входящих проверяли со снятием верхней одежды и сканированием чемоданов. Это настолько идиотски, насколько только возможно и даже хуже. 
С нами в толпе ничего не понимающих пассажиров были иностранцы. И если мы хоть краем уха услышали, что куртки надо снимать, а багаж положить на сканирование, то иностранцы просто беспомощно хлопали глазами. Им было невдомек, что уже на улице надо проходить ту процедуру, которую они будут проходить еще раз при посадке. Понятно, что никаких внятных объяснений и наглядной информации не предусмотрено. При этом работники грубят так, будто все эти люди прутся к ним дом в грязной обуви. Одна дама так громко и заявила: "Ну куда вы все прётесь!?" 

Киев

Что ж, теперь про Мариуполь. 
Вполне вероятно, я допускаю это, что в случае с Мариуполем немаловажную роль сыграл эффект низкой сравнительной базы. Другими словами, раньше было настолько уныло, что даже небольшие положительные изменения дали городу возможность заиграть другими красками. Если вкратце, то Мариуполь изменился в лучшую сторону гораздо больше, чем Киев.

Облагороженные и действительно красивые центральные улицы с подстветкой домов, очень красивый Театральный сквер, Городской сад, реконструрованная площадь Свободы, Приморский бульвар. Да даже железнодорожный вокзал и прилегающая к нему территория. По сравнению с тем, что было раньше. Чисто внешне Марик очень изменился. Да, я отдаю себе отчет, что это только центр и основные посещаемые места и в районах все остается так же серо, убого и уныло. Но это хоть что-то. Если у тебя на районе все уныло, ты приезжаешь в центр города и там все точно такое же, то это полнейшая безнадега. Зачем так жить? А это изменения хоть и внешние, но положительные.
Знаете теорию разбитых окон? Теория о том, что при виде какого-то беспорядка люди перестают себя вести цивилизованно и начинают гадить и совершать непотребства. 

Я склоняюсь к тому мнению, что окружающая обстановка влияет на мировосприятие человека.
Не ссы в подъезде, не жги кнопки в лифте, не бросай мусор где попало, ези по правилам, уступай место в общественном транспорте, уважай свою историю и культуру - и ты не заметишь, как окажешься в цивилизованном государстве. Это все гораздо проще делать, когда вокруг тебя есть хоть что-то красивое. В случае Мариуполя, сначала должно измениться бытие, чтобы поменялось сознание. А уж дальше - сознание будет определять лучшее бытие. 

Что меня больше всего приятно поразило - большое число маленьких кофеен и кафешек со сдобой на улицах. Там, где раньше сидели бабки и продавали сигареты поштучно. Опять таки, безо всяких розовых очков, я сравниваю с тем Мариуполем, который я помню.
Люди выходят со стаканчиком кофе и достают не сигарету, а здесь же испеченный круассан. Мариупольцы видят, что они могут делать то, что показывают в фильмах и сериалах. Это нетрудно. Из таких мелочей и меняется мировосприятие. Если у людей постарше, типа меня, подобные измеенния происходят со скрипом, то у молодежи все должно проходить как по маслу.

А еще меня приятно удивили люди, бегающие в моем районе. В хорошем смысле бегающие, для здоровья. Почти как в Монреале. Если подойти к этому вопросу въедливо, то последний раз я видел бегуна у себя на районе в 1996-97 годах. Это был я. Перед школой, часов в 6 утра я бегал, готовясь к поступлению в военный ВУЗ. С военной карьерой не сложилось, но бег пригодился.

Друг отвез меня на Приморский бульвар. В детстве у нас там проходили тренировки по ОФП, когда бассейн был закрыт или в нем не было горячей воды. Потом, уже будучи постарше, я ходил на тамошний пляж.
Сейчас у причала местного яхт-клуба было множество яхт, больших и не очень. Это красиво. Не Монте-Карло, естественно, но хоть море не зря волнуется.

При всем при этом, Мариуполь остается городом с плохой экологией. Еще в моем детстве, при том, что я жил в самой противоположной от металлургических заводов части города, были распространены красные зарева на половину ночного неба, когда сливали шлак (или что там они делали, я не знаю, у нас в семье - ни одного металлурга). Сейчас та же история - по ночам бесконтрольные выбросы все еще происходят. Местные активисты, судя по новостям, наседают на руководство заводов и у них получается хоть как-то сдвинуть с мертвой точки нерешаемые десятилетиями экологические проблемы.

При всем при этом, Мариуполь остается обычным украинским городом с проблемами, которые так или иначе присущи всем украинским городам: маленькие пенсии, небольшие зарплаты, такие же перспективы. Но если говорить откровенно, это не проблемы города, это проблемы в масштабах всей страны. А город, в рамках своих возможностей улучшает то, что можно. Не только город, но именно люди. Владельцы маленьких бизнесов, как те же кофейни, маленькие кафе и рестораны, например. 

Подводя итог, можно сказать, что по моим личным ощущениям, за эти годы Мариуполь сделал огромный скачок в плане благоустройства и приятности в нем проживания.
Чего не скажешь о Киеве, к сожалению, который просто застопорился на определенном этапе.
Мои негативные, как может показаться, отзывы о Киеве продиктованы не столько плохим к нему отношением, повторюсь, я его все еще очень люблю, а, скорее, разочарованием, от того, что за столько лет, ничего особо качественно в нем не поменялось. Только количественно. И это количество, в основном, только новых человеческих муравейников. 



п.с.
Про Киев многие знают не понаслышке.
А Мариуполь для многих остается неизвестным. Если будет жедание, можете посмотреть видео про этот город. 







  

2 комментария:

  1. Не могу сказать, что сильно люблю Киев, но в целом, отношусь хорошо к этому городу, пусть ему и не удалось пока что слишком глубоко запасть в душу. На мой взгляд, проблема Киева - это киевляне, точнее люди, его населяющие. Как говорит мой зять, проживший в столице 5 лет - "не дай бог тебе включить поворотник и показать, что тебе нужно перестроиться в соседний ряд. Автомобилисты ещё плотнее друг к дружке начинают прижиматься, чтобы тебя не пустить". В Монреале - наоборот, люди притормаживают, чтобы пропустить, если видят, что человеку нужно. Я в Киеве не водила автомобиль, но мне посчастливилось быть пешеходом. И это - во времена, когда уже были мобильные телефоны, но не было смартфонов с картами. Совершенно невозможно остановить прохожих или узнать от них элементарно название улицы, не говоря уже про то, как пройти. Та же ситуация в метро - люди не отвечают, все уставятся в одну точку...Так что не только иностранцам, даже если ты и говоришь на местном языке - невозможно добиться помощи. А человейников огромное количество понастроили за последние 10 лет и в Одессе. И кроме глыб бетона цыклопических, как вы говорите, размеров, там ничего нет. Нет новых удобных дорог и подъездов, нет парковок. Такие микрорайоны сразу попадают у пожарных в "опасную зону", потому что пожарная машина не сможет подъехать - всё занято припаркованными автомобилями. Если с детскими садами проще, в некоторых массивах они есть, то школы для детей находятся в старых микрорайонах, на удалении, куда детей нужно возить или водить. Словом, практически никакой инфраструктуры, кроме магазинов или мелких услуг, которые просто открыть для частного бизнеса. И вишенка на торте - эти массивы строятся на старой канализации, подземной инфраструктуре, которая была на них не была рассчитана. Впрочем, может, это чисто одесская специфика. Хочется верить, что в Киеве строители позаботились о проектах лучше.... Так что понимаю ваши смешанные чувства. Как бы и хочется порадоваться чему-то, переменам к лучшему, но, увы, лично я их на Родине пока вижу в каких-то мелочах, а не по существу. И да, в Одессе такая "клоака" с торговлей с земли практически в центре города есть между вокзалом и Привозом. Азиатчина - позорище... С другой стороны, я однозначно утверждаю, что Одесса на несколько порядков чище Монреаля. И, само собой, чище Парижа. Про Киев не знаю, давно не была. Так что по большому счёту всё в мире относительно.... Познаётся в сравнении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не хочется утверждать голословно, но есть множество примеров, когда новые комплексы в Киеве строят на старой инфраструктуре без создания новой - это и садики, и школы, и инженерные сети.
      Может быть, кроме, клубных, закрытых комплексов - там, по идее, должно быть по-другому.

      Возвращаясь к дорожному движению. Давно уже заметил, что в Монреале зачастую бывает так, что если две, предположим, полосы сливаются в одну из-за дорожных работ впереди, то та полоса, которая перегорожена, движется несколько даже быстрее, потому как из нее пропускают сразу по несколько машин. Это не правило, естественно, всякие флуктуации бывают, но это не идет ни в какое сравнение с Украиной, где пропустить машину в свой ряд считается чуть ли не унижением и поступком, недостойным настоящего водителя.

      Удалить