понедельник, 15 июля 2019 г.

День взятия Бастилии.

День взятия Бастилии - впустую прошел...



Вот вы смеетесь, а ведь и для самого среднестатистического, ничем неприметного человека наших умеренных широт День взятия Бастилии может быть праздничным днем календаря.
Вот, даже ходить далеко не надо - у меня, к примеру. 





Давным-давно, еще до исторического материализма, но уже несколько позже мезозойской эры, я взял штурмом здание Университета. Может, по размерам главный корпус и уступает размерам знаменитой тюрьмы, но в плане влияния на ход истории это событие находится вовсе не на вторых ролях. 
Факультет романо-германских языков сдался под моим натиском день-в-день ровно через сколько-то там лет после того, как толпа людей, язык которых мне довелось учить, взяли крепость на абордаж. 
Уже тогда, в глубокой молодости, я понимал, что такой символизм - это неспроста.  

Натиск мой, нужно сказать, был напористым, хорошо подготовленным, но несколько однобоким. У меня всегда так: думаю, что готов к любым поворотам судьбы, а выходит, что судьба держит в каждом кармане по козырному тузу. И джокера, впридачу. А я, как дурак, с костяшками домино в руках...

Получилось так, что благодаря некоторым усилиям со своей сторны, я попал в число абитуриентов, которым давалась возможность поступления по итогам собеседования. Все очень просто: прошел собеседование - поступил в Университет.

Мы с мамой подошли к нашему штурму со всей серьезностью. Приехали за сутки до собеседования, заселились в гостинице. Какое может быть название у самой лучшей донецкой гостиницы в те времена, когда еще даже не начали продавать Мивину, но в овощных магазинах все еще продолжали продавать соленые арбузы из бочек? Конечно же - Шахтер!

Накануне вечером мы провели рекогносцировку по всем правилам военной науки: надежды на общественный транспорт было мало, поэтому мы замерили, сколько нам времени нужно идти пешком до места решающей схватки. Потом накинули пятнадцать минут. И еще пять. Но в день экзамена все равно вышли с получасовым запасом. 
Весь вечер я ел черную смородину и грецкие орехи с медом. Влияние этой интеллектуальной смеси я ощущаю до сих пор, кстати.

Ожидая своей очереди, я с подозрением косился на своих конкурентов и потенциальных будущих одногруппников. Большинство из них, почему то, кроме всего прочего, повторяло даты исторических событий. Я был наивен, поэтому этот забавный факт меня не насторожил. Я был самоуверен, поэтому я даже посмеялся. Я был абсолютно убежден, что собеседование будет только по французскому языку. Через несколько минут судьба врезала мне под дых всеми своими козырями. 

Зайдя в кабинет, я увидел как-то слишком много людей как для одного собеседования. Но я поступал в Университет впервые в жизни, поэтому положился на опыт знающих людей - если они собрались тут в таком количестве, значит, так надо. На чужой факультет со своим уставом не ходят.

Со мной начали разговор, я представился, меня нашли в списке, я показал свои документы. Потом разговор плавно перешел на французский язык. Я не спасовал и, относительно успешно, поддерживал его минут десять-пятнадцать. Завкафедрой и преподаватель решили, что с меня хватит и поблагодарили. 
Я уже собрался было мило попрощаться и выйти в коридор ожидать результатов, когда другая преподавательница, до этого не принимавшая участия в разговоре, предложила тянуть билетик для определения темы разговора по украинской литературе. Судьба демонически хохотала у меня за спиной.
Нужно отдать мне должное: я не сбежал и не стал оправдываться, что готовился только к собеседованию по французскому языку. Я героически впал в ступор и не мог перечить.

Я вытянул билет. Здесь судьба смилостивилась надо мной и мне попался Василь Стус. Буквально пару месяцев назад я готовил по нему обширный реферат к окончанию четверти и поэтому знал про его судьбу и творчество достаточно для поддержания светской беседы.
Чуть-чуть расслабившись, я спросил абсолютно серьезно - нужно ли рассказывать про Стуса на французском языке? Я допускал, что такое возможно. Начиналась моя взрослая жизнь, а в ней - другие правила и никаких поблажек. Комиссия рассмеялась и сказала, что это будет лишнее.

Я тоже рассмеялся. Но очень натужно. Я вдруг понял, почему все повторяли исторические даты. До меня дошло, наконец, что собеседование проходит по трем предметам: французский язык, украинская литература и история!  
Я хотел говорить и говорить про Стуса часами, лишь бы не наступило время испытания историей. От стресса у меня вообще все вылетело из головы. Тевтонские рыцари на реке Калке запускали первый космический корабль с собакой Стрелкой и первопечатником Иваном Черепановым. Так они мстили княгине Ольге, которая обложила древлян прогрессивным оброком за убийство ее мужа - хана Батыя. Повесть временных лет Нестора Махно. 

Не помню, что закончилось раньше - терпение преподавательницы или запасы моих знаний про Стуса. Но меня остановили. Сделали пометки в журнале со словами "хорошо, хорошо".

Пришло время истории. Комиссия переглядывалась. Они не находили среди себя преподавателя по истории. Я проявил участие и тоже повертел головой в разные стороны. Кто-то вспомнил, что он вышел покурить и до сих пор не вернулся. Я внутренне сжался в комок, прислушиваясь к любому шороху за дверью, ожидая, что сейчас ворвется потерявшийся и словами "Простите, задержался. Ну-с, приступим!" закопает мои надежды о поступлении без вступительных экзаменов. 

В итоге, было решено меня отпустить. Если я так хорошо знаю творчество и непростой жизненный путь Василя Стуса, разве могу я плохо знать остальную всемирную историю?!

Я вышел на негнущихся ногах. На все вопросы мамы, я говорил "Пошли отсюда, пошли отсюда". Мне все мерещился призрак историка, который бежит с другого конца коридора с криками "Не отпускайте его! Он мой!"
Лишь спустившись этажей на пять, на математический факультет, я решил, что здесь у него нет никакой власти и, немного расслабившись, всё рассказал.
Мама сказала, что убегать от историка еще дальше - глупо. В любом случае, надо дождаться результатов собеседования, которые обещали обнародовать в этот же день.

Из сказанного в самом начале уже понятно, что меня таки взяли. День взятия Бастилии для меня прошел не впустую.

Вы спросите: ну к чему вот это всё? Развел тут сопливую ностальгию. У каждого человека таких историй - хоть пруд пруди. Смысл в чём?

А я вам отвечу. 
Я вообще для чего такое большое вступление сделал? Чтобы сказать: если бы я не учил иностранные языки в Университете, я бы никогда не смог приехать в Канаду. Я думаю, что я бы никогда не смог выучить язык именно для иммиграции. Я знаю многих людей, которые выучили французский язык уже в зрелом возрасте, только ради иммиграции. 
Я восхищаюсь такими людьми. Это абсолютно серьезно. Все их знание французского базировалось на фильме про мушкетеров. "Красавице Икуку, мерси боку, Ляшене! и тысяча чертей". На таком же уровне я знаю грузинский: "чито гврито, чито маргалито". Ну и еще одно ругательство, но речь не о том.

Я представляю, что, например, мне нужно было бы выучить венгерский. И понимаю, что Будапешт меня так бы никогда и не увидел.   

Чему же учит нас эта история? Учить языки никогда не поздно. Но и про мировую историю забывать не надо. 


п.с. специально для министерства образования и руководства факультета - персонажи, события и место действия выдуманы для развлекательных целей.






Комментариев нет:

Отправить комментарий