среда, 17 февраля 2021 г.

Мои бывшие

 Я спросил у дяди Феди:

"Почему машина едет?"

Дядя Федя нос потёр и сказал:

"У ей мотор!"




Вообще, в детстве ничего не предвещало, что мои профессии хотя бы отдаленно будут связаны с автомобилями.

Как сейчас помню, я и в автомобилях то разбираться начал лишь в классе шестом, не раньше. За летние каникулы друг научил меня различать вазовские копейки, тройки и шестерки. Я понял, чем отличаются восьмерки от девяток, а девятки от девяносто-девяток. Через некоторое время я достиг совершенного мастерства: мог отличить семерку от пятерки по задним фонарям. А это вам не абы что!

А так как город у нас морской, то кроме представителей советского автопрома, во дворах вовсю стояли иномарки, привезенные моряками из рейсов. Возле нашего дома, если считать не самые распространенные тогда модели, стояла серебристая Volvo и редкий по всем параметрам Talbot. Главное, что нас тогда интересовало - максимальное число на спидометре. Всё остальное было вторично. Но, в основном, конечно, иностранные автомобили мы изучали по вкладышам от жевачки Turbo. Позже, когда я начал учить иностранные языки - французский и английский - для меня было открытием, что Renault, который мы произносили как "Ренаульт", оказался обычным "Рено". А "McLaren", который мы с полной уверенностью называли "Эм Ка Ларэн", непонятно с каких делов читается как "Макларен". Да, это были те дивные годы, когда никто из нас еще не знал про McDonald's, а так бы мы читали без ошибки.

Много лет спустя, во время летних каникул после первого курса университета, я с другом работал на стройке. Наличные деньги, выплачиваемые каждый вечер, вселяли в нас определенную уверенность в будущем. Все лето мы мечтали о том, как купим на двоих какую-нибудь мелкую машинку, долларов за 300, например, Оку и будем ездить на ней на учебу в Донецк и обратно. В мечтах у нас всегда было жарко натоплено в салоне и зимой мы всегда ехали на учебу в одних только футболках. Это было самое главное в этой мечте. Если ездить в зимних куртках - это неинтересно и машина, в принципе, не нужна. В зимней куртке можно и на электричке.

С общей машиной у нас не сложилось. Кто бы сомневался: деньги тратились на одежду и на покушать. Остававшийся минусовой баланс все никак не желал откладываться в копилку. 

Нельзя сказать, что студенческие годы у меня прошли совершенно без машин. Именно тогда я плотно подсел на автомобильные журналы.

Возвращаясь первого сентября после своего первого учебного дня в университете в съемную комнату у бабульки, про которую я уже как-то упоминал, я не спешил. Донецк для меня был совершенно новым и необычным, друзей и знакомых у меня еще не было (все таки, я жил в нем всего-то первые дни), поэтому я знакомился с городом. Бродил по улицам, благо, жил в самом центре и походить было где. Уже возле самого дома я остановился у газетной раскладки. Денег у меня было ровно на неделю, из расчета по одной гривне в день, но очень хотелось себя чем-то побаловать в связи с началом полностью самостоятельной жизни.

Мой выбор пал на журнал Клаксон. Это был июльский номер, поэтому в сентябре он продавался со скидкой, что было для меня немаловажно. Тем более, верхняя его половина выцвела от солнца, потому что все это время он пролежал непосредственно на раскладке.

В общем, после этого меня уже было не остановить. Я не пропускал ни одного выпуска.  Потом я открыл для себя АвтоРевю. Потом - АвтоМир. Чуть позже - украинское издание Автоцентр. Все номера бережно хранились. Толстый и более серьезный ЗаРулем я брал почитать у друга. Со временем, я остался верен только АвтоРевю. Получается, с 1997 года и по сей день я не пропустил ни одного номера. Даже здесь, в Монреале, мне привозят его под заказ в книжный магазин. 

Как говорится, ничто так не выдает принадлежность человека к низшим классам общества, как способность разбираться в дорогих часах и автомобилях. Вот прямо в точку. О собственной машине я мог только мечтать, но уж разбираться в них я начал просто отменно. Когда в 2001 на экраны вышел фильм Форсаж, я мог определить и назвать почти все машины, показанные в нем. 

Исключительно теоретическим интерес к автомобилям у меня оставался вплоть до 2002 года. Я переехал в Киев и начал работать в компании, занимающейся финансированием автомобилей. Еще через два года, в 2004, я получил права. Это был последний шаг перед приобретением собственного автомобиля.

Наконец, в 2005 году цены на заправках перестали быть для меня просто цифрами. Я стал практикующим автолюбителем.


1. Мой первый автомобиль был беушным. И отечественным. Именно такого цвета штормового Азовского моря.  



ЗАЗ 1103078 - более известный в народе как Славута. С самым мощным на тот момент двигателем объемом 1.3 литра. В украинской комплектации Люкс. Что предполагало наличие радио с одной колонкой в недрах передней панели в районе бардачка. Антикрыла на крышке багажника. Не какого-то там спойлера, а настоящего родного, с завода, антикрыла, как у заправской гоночной машины. Вот на этой фотографии его хорошо видно


 А также - чудо-чудное - электростеклоподъемников в передних дверях! Чтобы обычный украинец не особо расслаблялся, кнопка пассажирского стекла находилась не на двери, а слева от руля. То есть, доступ к ней был только у водителя. Эргономика!

Бывший владелец, по всей видимости, возил в ней свиней. Ничем другим запах в салоне и солому в багажнике я объяснить не мог.

Водительская дверь была поцарапана, а зеркало заднего вида на этой же двери было вырвано с корнем. Но я ее все равно любил. 

Перегнать автомобиль из центра Киева, где я его забирал, на Левый берег мне помогла коллега. Опыт передвижения по Киеву у меня был только на общественном транспорте. 

Учитывая клиентоориентированность украинской милиции и госавтоинспекции в частности, регистрировать автомобиль мне пришлось ехать в Мариуполь. Перегнать машину мне помог другой коллега. В летнюю поездку к морю он взял троих своих друзей. Поэтому 800 километров туда и столько же обратно мы ехали в тесноте, но не в обиде на пределе грузподъемных возможностей Славуты. Мне, как владельцу, досталось королевское место на заднем диване посередине.

Через несколько месяцев у моего студенческого друга была свадьба в Донецке. А когда-то давно я дал ему обещание, что на его свадьбу приеду на личном автомобиле, украшу его (автомобиль, не друга) ленточками и буду возить гостей. Слово надо держать. Поэтому поздней сентябрьской ночью мы с Добриком выехали из Киева в восточном направлении. За первые пару часов я удвоил свой водительский стаж в плане пройденных километров. Где-то на полпути до Донецка, в Полтавской области, в славном населенном пункте Карловка, я начал получать опыт ремонта автомобиля. Загремело переднее колесо. Я был наслышан, что отечественный автопром по определению гремит и неважно рулится. Но настороженное седьмое чувство подсказало, что в данном конкретном случае вибрация и стук имеют не врожденный, а приобретенный характер. Как выяснилось - сорвало одну из трех шпилек, на которых крепится колесо. У всех нормальных машин их как минимум четыре, а то и пять. Но запорожские инженеры известны своей набожностью. Бог, как говорится, любит троицу - решили они и сделали крепление колеса не как у всех. 

Наше путешествие могло закончится как у щведов - под Полтавой, но каким-то чудом субботним утром мне удалось найти какой-то гараж, где местный мастер за час мне все отремонтировал. Кроме платы за ремонт, я на радостях и в порыве безграничной и искренней благодарности дал человеку 20 гривен - где-то около 3 долларов по тем временам - то есть, удвоил оговоренную сумму. Карловчанин был рад и благодарен не меньше меня, хоть и поводы у нас были разные. Вот так Славута осчастливила одновременно двух человек. С тех пор, каждый раз, когда я проезжал Карловку, а за все годы таких поездок набралось под полсотни, я сигналил напротив ворот того частного дома, где мне помогли в беде. Да, я очень сентиментальный.

Выехав из Карловки, мы проехали Поповку, а потом - Халтурино. Я решил, что мне очень повезло не поломаться в одном из этих пгт.

Через пару лет, в 2007 году я отблагодарил своего друга, который в далеком детстве летом научил меня разбираться в автомобилях. Мироздание замкнуло круг - я продал ему Славуту в рассрочку. И определил его дальнейшую сферу деятельности на долгие годы. Он стал таксистом, а потом и личным водителем. За эти полтора десятилетия он прошел долгий путь от Запорожца до Мерседеса.

А мой следующий автомобиль был абсолютно новым.


продолжение будет

   


 


4 комментария:

  1. Автор статьи скромно умалчивает о том обстоятельстве, что из круга его друзей и знакомых он первым стал самым настоящим, неподдельным Автолюбителем. Перейдя из разряда теоретиков в практики. Добившись, таким образом, жизненного успеха и возвысившись на одну (а то и две!)ступени над остальными смертными. Собрав при этом (просто не могло быть иначе)) полной мерой причитавшуюся ему бурю оваций, дружеских и искренних похлопываний по плечу, возгласов "Ух, ты!" и "Дай прокатиться!". А чуть позднее - регулярных "Помоги перевезти диван" и "Встретишь на вокзале?" И надо сказать, "Славута" со своим бессменным водителем и владельцем верно исполняли дружеский долг, днем и ночью, в слякоть и в стужу встречая и провожая, подвозя и разгружая. Бодро ворча всеми своими 64 лошадьми, последний выдох советского автопрома весело и непринужденно наматывал на свои колеса тысячи километров, на практике доказывая высокое звание Народного Автомобиля. Образ синей "Славуты" навеки останется в наших сердцах как образец трудового подвига, верности долгу и той скромности, которая украшает. Ну, а Марику и Добрику пламенный братский привет, дальнейших творческих успехов, с нетерпением продолжения их эпопеи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У каждого человека должен быть друг, который может анонимно оставить хвалебный отзыв))

      Удалить
  2. Весело у Вас, как всегда! 😁
    Спасибо

    ОтветитьУдалить