среда, 11 октября 2017 г.

Подведем итоги. Часть вторая.




В этой части поговорим о вещах, которые касаются всех, а не только меня, как в первой части))

Расписание. 

Самая большая претензия у пассажиров к СТМ - автобусы, не соблюдающие расписание. Мне так кажется, не буду утверждать однозначно, потому как в виде пассажира я пользовался автобусами довольно недолго.

Самое главное, что надо знать: ни один водитель не опаздывает и не выбивается из графика по собственной воле назло ненавистным клиентам. Нельзя, конечно, исключать возможность каких-то психических отклонений, которые влияют на принятие подобных решений)) Но таких может быть 1 из 1000. То есть, на 4500 водителей их может быть максимум 3-4 человека, то есть, в рамках статистической погрешности.
Расписание составляется чисто автоматически с учетом сферических условий в вакууме. Никто не вносит поправки в зависимости от возможных и потенциальных сбоев. Вернее, они вносятся, но в другую сторону. В поздне-вечернее время на один и тот же маршрут мне может даваться на 1 минуту меньше, чем днем. Вот и все.

На самом маршруте, в зависимости от его протяженности, есть от одной до нескольких реперных точек. То есть, остановок, на которых замеряется время прибытия и отбытия каждого автобуса. В системе такое время есть вообще для каждой остановки, но для водителя их всего несколько. И они отмечены в его каждодневном расписании.
Время прибития именно на эти остановки и определяет - опаздывает автобус или нет. Самое интересное то, что опоздание в принципе предусматривается и никак не наказывется. Но прибытие на остановку раньше времени не приветствуется. В таком случае необходимо прождать нужное время, чтобы снова попасть в график. Или на самой остановке или до нее.
Короче, в двух словах: опаздывать можно, приезжать раньше - нельзя.

Что же касается самого расписания и самих опозданий, то тут в идеальные условия, в рамках которых это самое расписание рассчитано, вносят изменения множество факторов: время суток, трафик, дорожные работы, количество клиентов, погодные условия.

Вот, к примеру:
На одном из маршрутов, протяженность которого во времени всего около 18-20 минут, я опаздывал на 25 минут. Бесконечная пробка от самого терминала у метро до практически середины маршрута. Что я могу сделать? Ничего. Чтоб сократить опоздание, следующие 4 рейса я делал без перерывов между ними. Они там всего с гулькин нос, по 3-4 минуты, но, тем не менее, 6 рейс я начинал уже вовремя и вовремя же его и закончил.
Но это я такой ответственный и не желающий лезть в бутылку. Другой водитель, совершенно обоснованно может сказать, что если ему надо будет, к примеру, сходить в туалет, то плевать он хотел и на расписание и на опоздание - здоровье дороже. И с этим не поспоришь.

Или, к примеру, моя любимая улица Кот-де-Неж, на которой практически все лето шли ремонтные работы.
165 маршрут, который там проходит, имеет график "С 6 до 21 интервал не более 5 минут". Плюс, там же ходит 435 маршрут, который полностью дублирует 165 маршрут, а потом идет по 80 линии. Так что, плотность автобусов там очень высокая.
Так вот, из-за дорожных работ и бешеного трафика автобусы ходили как метро - по три штуки друг за другом. То есть, первый всегда был в невыгодном положении: он собирал всех пассажиров, тратил время, увеличивая свое и без того немалое опоздание.
В таких случаях водители следующих за ним автобусов обычно при первой возможности объезжают его на остановке и на некотрое время становятся лидером.Так что, если вы видите несколько автобусов, едущих друг за другом, и садитесь в первый из них, не факт, что вы приедете раньше))

Однажды одна дамочка (есть такие люди, им все надо знать и они во всем всегда разбираются)  начала у меня допытываться: почему автобус, который едет сзади, едет сразу же за мной, без интервала и подъезжает на пустую остановку? Я сказал, что я опаздываю. а он едет по своему расписанию. Так пусть он едет тоже с опозданием, чтоб не приезжал на пустые остановки - посоветовала дамочка. Я сказал, что, к сожалению, у меня нет связи с другими автобусами, но свое предложение она может озвучить непосредственно СТМ по телефону.
В общем, автобусы опаздывают не по воле водителей. Никому не хочется слушать ворчание, возмущения и брюзжание по этому поводу. На то есть объективные причины, уж поверьте. 

Тут самое время поговорить об автобусах.

Автобусы. 

Когда я проходил интервью во время конкурсного отбора (а это было в дичайше жаркий день), на последнюю реплику менеджеров по персоналу, имеются ли у меня к ним вопросы, я спросил: есть ли кондиционер для водителя? Они замешкались, а потом рассмеялись. Нету, говорят. Они были правы всего на 50%

Летом второй по важности претензией (а когда температура подбирается вплотную к отметке 30 градусов, то и первой) является - отсутствие кондиционеров в автобусах. Тут я на стороне пассажиров, конечно.
Дело в том, что среднее время службы автобусов СТМ - 16-17 лет. А тогда и не у всех легковушек то были предусмотрены кондиционеры.
Начиная с 2016 года закупаются исключительно гибридные автобусы, которые оборудованы кондиционерами.
Гибриды узнать лекго - они такие горбатые с наростами на крыше. Ну и у них везде написано, что они "Hybride".

Гибриды еще можно отличить по бортовому номеру. Вот у этого, на картинке он "36-019". 
"36" означает год выпуска - 2016. То есть гибриды на данный момент момент могут иметь только бортовые номера, начинающиеся с "36-" и "37-".

По этой же логике, автобусы с номерами на "21-" были выпушены в 2001 году. Их постепенно убирают с маршрутов, так что их скоро вовсе не останется. В следующем году начнут избавляться от автобусов 2002 года выпуска с номерами "22-" и так далее. 
Так что, можно с уверенностью сказать, что абсолютно все автобусы будут иметь кондиционеры лишь в 2031 году. Когда в строю будут одни гибриды. Кстати, в последних модификациях автобусов в салоне предусмотрено не одно место для людей на коляске, а два. И она расположены с левой стороны салона, а не с правой как раньше.

У СТМ есть амбициозный план закупать с 2025 года исключительно электроавтобусы, чтобы полностью отказаться от дизельных двигателей.
Сейчас три полностью электрифицированных автобуса катаются по 36 маршруту, отрабатывая технологии и процедуру быстрой зарядки. Учитывая срок службы в 16-17 лет, можно предположить, что общественный транспорт Монреаля в 2051 году будет полностью электрическим.

Кстати, гибриды очень приятны в управлении. Разгон и торможение у них тоже отличаются в лучшую сторону от старичков. По этому поводу могу точно сказать: если вы едете на гибриде, а водитель тормозит рывками так, что вас носит по салону, знайте - это исключительно его вина, а не техники. Потому что, чтобы ездить и тормозить плавно на обычном автобусе, действительно надо стараться (у меня к концу смены правая нога немеет). А на гибриде надо стараться, чтобы ездить и тормозить "как дрова везешь".

В год автобусы проходят порядка 55 тысяч километров. То есть, за свою карьеру на своих одометрах они показывают около 800-850 тысяч километров.
Работают они, надо сказать, на износ. То есть круглосуточно по несколько дней подряд.
К примеру, у меня ночная смена с 10 вечера до 6 утра. Я беру автобус и по документам вижу, что он выехал из гаража сегодня в 4.30 утра. Я вернусь в гараж в начале седьмого утра. И этот же автобус тут же дадут другому водителю, у которого начинается утренняя смена.

Отдыхает техника лишь в нескольких случая: когда попадает на ремонт и когда ее отгоняют чтобы заправить техническими жидкостями (дизель, омывайка, замена масла) и прогнать через мойку. 
Водители, кстати, автобусы не заправляют вообще ничем. Это делают механики. Причем, на прибоной панели у водителя даже нет показателя уровня топлива. 


Пока на этом всё.
В следующий раз расскажу про людей. 

8 комментариев:

  1. После ваших рассказов по-иному стала смотреть на водителей автобусов ))) А вообще, вот эти новые автобусы с кондиционерами, громкоговорителями остановок и кнопками вызова вместо верёвочек очень даже неплохие. А если ещё и экологически маловредные, так вообще замечательно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У них заявлено, что выброс СО2 меньше на 30%, но судя по эксплуатации это немного не так.
      А еще в них есть USB-розетки на поручнях для подзарядки гаджетов))

      Удалить
  2. Интересно будет почитать ещё про людей. То есть про ваших любимых клиентов - пассажиров общественного транспорта. Ну и про коллег, если такие имеются - тех, с кем вам приходится взаимодействовать по работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, люди всегда благодатный и богатый материал для рассказов)) обязательно расскажу.

      Удалить
  3. У тебя страховка-то есть на массажиста правой ноги? Без этого, наверное, вообще никак

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот зря ты зубоскалишь.
      Из-за таких, как ты, у меня в страховку еще и констультации психолога включили))

      Удалить
    2. Я не зубоскалю, я выражаю искреннюю надежду :)

      Удалить
    3. А, ну ладно...
      Массаж входит в страховку. Но как на счет именно правоколенного - надо уточнять))

      Удалить