среда, 20 сентября 2017 г.

Подведем итоги.

... промежуточные...
часть первая.


Собеседование на пост водителя автобуса.
- Извините, я опоздал...
- Вы приняты!



Прошло уже четыре месяца, как мне доверили возить людей на монреальских автобусах. За это время появились и немного стерлись первые, самые сильные, впечатления, зато сложилось более или менее устойчивое цельное мнение о том, что же это такое - монреальский общественный транспорт и его подноготная.Попытаюсь структурировать по пунктам.

Зарплата.

Это, пожалуй, первое, о чем задумываешься когда собираешься менять работу. Так вот, слухи об огромных зарплатах водителей автобусов оказались, мягко говоря, немного преувеличенными.Моя теперешняя зарплата, плюс-минус, такая же, как и на предидущей моей, не самой высокооплачиваемой работе. За какие-то недели я получал на пару десятков долларов больше, за какие-то - на пару десятков меньше. Даже задавал себе вопрос - а ради чего вся эта каша была заварена?Да, на прошлой работе я работал по 55-60 часов в неделю, сейчас - до 40. То есть, невысокую почасовую оплату я компенсировал сверхурочными часами (нет ни одного водителя грузовика, который работает по 40 часов в неделю). Правда, я работал на агенство и они сверхурочные считали не после 40-го часа, а после 45-го.Но я не особо ощущаю то, что я работаю меньше. Об этом чуть ниже.В общем, без сверхурочных, водители автобусов получают обычную, ничем не примечательную зарплату на уровне водителей грузовиков. А если взять, например, бензовозы, то и меньше.Как-то читал, что несколько водителей в СТМ получили за год под 140 тысяч зарплаты. Для этого они, как неистовые еноты-полоскуны, которые хватают все, что плохо лежит, брали сверхурочные маршруты когда только возможно.Самое главное, что сверхурочные просто так взять не получится. Об этом - следующий пункт.

Иерархия.

Как здесь любят называть - ancienneté. Или, другими словами, "старшинство". Оно играет ключевую роль при выборе графика работы, времени отпуска и получении тех самых сверхурочных часов.
Думаю, всем понятен этот простейший принцип - кто старше (дольше работает) тот имеет приоритет в выборе всяческих плюшек.
График работы в СТМ меняется 4 раза в год. В начале лета, в начале осени, в начале зимы и после новогодне-рождественских праздников.
То есть, 4 раза в год проходит, можно так сказать, "сессия" выбора своего расписания и выходных дней на ближайшие три месяца.
Самый последний из списка, в данном случае - я, уже не имеет никакого выбора, то есть получает то, что осталось. Это касается и выходных дней и графика. 
Вот у меня сейчас выходные - вторник-среда, два дня я работаю ночью и еще три дня я нахожусь в резерве. То есть, что я буду делать в "резервные дни" я узнаю лишь накануне после 5 вечера. Немного напряжно, но я уже привык.
Точно такая же ситуация и со сверхурочными. Даже если ты их очень хочешь получить, если они разобраны "старослужащими", то тебе ничего не обломится. Да, духи страдают не только в армии)))
Возвращаясь к тому, что я не чувствую того, что теперь работаю на 3-4 часа в день меньше, чем раньше мы подходим к   

График работы.

Первые три месяца я практически каждый день работал в ночную смену. С 21-22 до 5-6 утра. Это очень напрягало. То есть, рабочий день длился всего около 7.5-8 часов, но ночное время суток делало свое темное (ха-ха каламбур) дело и полностью нивелировало это преимущество. Иногда бывало так, что я возвращался домой в 6 утра, а следующая смена уже начиналась в 15.30. 
В общем, полный сумбур и неразбериха. Потребовалось около месяца, чтобы более или менее втянуться в такой рваный ритм.
Плюс, выходные дни не как у нормальных людей... Ну нафига нужен выходной, если я не могу встретиться с друзьями или выехать куда-нибудь за город отдохнуть с Добриком? Потому что, люди посреди недели работают или учатся.
Единственный плюс (если его можно так назвать, с натяжкой) ночной смены в том, что она состоит из одной "части". Трудно подобрать нормальный перевод к термину "piece"... В общем, рабочий день может состоять из одной, двух или трех частей (четыре мне ни разу не поподалось). Объясню.
Например, ночной график. Состоит из одной части. Начинаю в 22 часа на станции метро. Делаю один и тот же маршрут до 1 часа ночи, переезжаю на этом же автобусе на другую станцию метро и делаю там 4 рейса ночного маршрута. Я все врмя в одном автобусе и в конце смены возвращаюсь в гараж.
Две части, это когда я начинать могу как в гараже, так и сменить другого водителя на станции метро или промежуточной остановке. Работаю, например, с 7 утра до 11 часов. Потом меня сменяют (или я возвращаюсь в гараж на автобусе) и следующая часть начинается после перерыва. Она тоже может начинаться в гараже или на метро. Самый большой перерыв между такими двумя частями у меня был около 5 часов. Первую часть я начинал в 7, заканчивал в 10.40. Вторая начиналась в 15 и заканчивалась в 19.30. То есть, по сути, рабочий день длился больше 12 часов. 
Ну и, по аналогии, можно понять, что из себя представляет рабочий день из трех частей. Вот, например: 
- начало в гараже в 5 утра - окончание в гараже в 8.50. 
- перерыв до 10.
- начало у станции метро в 10 - окончание в 11.30 на станции метро.
- перерыв до 11.55.
- начало у другой станции метро (то есть, туда еще доехать надо за время перерыва) в 11.55 - окончание смены и рабочего дня в 15.30 на станции метро (откуда надо ехать в гараж, потому что там на стоянке стоит машина).
 Иногда попадались смены всего из одной части, то есть, безо всяких смен автобуса, но перерывы между рейсами были 3-4 минуты. Самый длинный - 7 минут. То есть, ни о каком нормальном обеде речи не идет. С учетом задержек на маршруте - даже в туалет (все же здесь адекватные люди и понимают, что водители тоже посещают туалет))) нет времени сходить. И так - 7.5 часов. И тогда непонятно, что лучше: рабочий день из одной части или нескольких?

А вы говорите - огромные зарплаты... гыгыгы

9 комментариев:

  1. Говорят аналогичная ситуация у медсестер. Сначала только ночные смены или самый неудобный график в тенении 2-3 лет. Далее легче.
    Но все равно как то не сладко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У младшего медперсонала вообще жесть: там и переработки бешеные и зарплата не фонтан.

      Удалить
  2. Спасибо за отчёт. Но обидно-то как. А кто же тогда распускает эти легенды о бешеных зарплатах водителей автобусов?! И этот рваный график 'кусочками' c либо с очень длинным, либо с очень коротким перерывом - это же самое настоящее издевательство над человеком :( Я как человек с опытом работы в кол-центре с таким же ненормальным графиком (cмена может выпасть на любое время суток, любой день недели и года - в т.ч. выходные и праздники) могу сказать, что это очень неудобно и тоскливо. Зато хорошо подходить бессмейным ньюкамерам в первые месяцы после пеерзда - ведь социальных связей особо нет, и в выходной день особо и так заняться нечем. Кроме того, идеально подходит студентам, т.к. Большинство учебных программ днём в будние дни. Таким образом, выходные и вечера можно посвятить работе. А в остальном - печаль. Ни с кем невозможно встретиться, потому что работаешь тогда, когда все отдыхают. Поэтому я считаю, что такие тяжёлые условия работы должны компенсироваться длинным рублём. Жаль, что это не тот случай.....Получается, зачастую всё наоборот - чем тяжелее работа, тем меньше зарплата. За копейки выжмут на все 200% как лимон..... Вот интересно, а с какого периода наступает эта самая "старость"? Сколько нужно отработать, чтобы иметь возможность получать график получше и хорошо оплачиваемые сверхурочные?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уж кто такие слухи распускает, даже и не знаю. Но они упорно циркулируют)) В принципе, вот те, которые делают овертаймами по 100К в год, вот про них в голове и откладывается. Но их очень мало. Несколько десятков человек на 4500 водителей. Это, получается, в пределах 1%.
      Надо все-таки уточнить, что зарплата, конечно, больше средней, но не настолько, чтоб прямо "БОЛЬШЕ, БОЛЬШЕ!!!"))

      Студентам точно не подойдет. Испытательный срок - 6 месяцев. В это время ты на положении салаги и получаешь самые плохие графики. Если ночью работать, когда ж учиться? Да и после испытательного срока работе надо посвящать все время. Отпрашиваться не получится постоянно. Это такая фуллфулл тайм работа))

      По поводу "старости". Это такая интересная штука, которая зависит даже не от срока работы, а от того, насколько многочисленный гараж и сколько там людей работает. У каждого работника есть свой ИНН, "матрикюль". Чем он больше, тем позже человек начал работать в СТМ. То есть, если несколько человек претендуют на какую-то позицию, то сравниваются эти "матрикюли" и тот, у которого он меньше, получает преимущество.
      Например, в гараж в Ласалле поступали группы по 30 человек новеньких несколько месяцев подряд. То есть, если кто-то оказывался в своей группе последним, то уже через месяц за ним было как минимум пару десятков человек, которые пришли позже. То есть, отработав несколько месяцев ты уже неплохо поднимаешься по иерархической лестнице.
      Я попал в, пожалуй, самый молодой по среднему возврасту гараж. На пенсию мало кто уходит и поэтому наша группа была всего из 6 человек. Пока не возьмут новеньких - мы будем самыми последними и бесправными. Отработав даже полгода))

      Удалить
  3. У наших друзей, мама семейства работает медсестрой, вот где ужас. Она работает например ночную смену, с 8 утра домой, а следующая смена в обед, до ночи, а потом с раннего утра (на сон часов 5 получается, в лучшем случае). И самое ужасное что:
    1. Она в таком режиме уже больше 8 лет работает
    2. О своем графике она узнает не за три месяца а за неделю.
    3. разумеется как график попадет на выходные не знает никто, поэтому дети маму видят крайне редко.


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Такой график в СТМ называется "резерв". Сегодня после 17 часов узнаешь,что будешь делать завтра. И так каждый рабочий день.

      Что касается часов работы, то у водителей они жестко регламентированы законом. Между сменами/рабочими днями не может быть меньше 8 часов перерыва. Для водителей автобусов - 9 часов. Все-таки, грузовики/автобусы - средства повышенной опасности, прикорнуть посреди рабочего дня не получится. Плюс - ответственность за пассажиров.
      У меня по этому поводу уже были две противоположные ситуации.
      Один раз мне не хватало 3 минут, чтобы был перерыв в 9 часов. Я должен был брать автобус в гараже и пустым ехать к станции метро и там начинать развозить пассажиров. Из-за этих трех недостающих минут я начал рабочий день непосредственно у метро, а автобус из гаража привез другой водитель, что дало мне около 20 минут лишнего отдыха.
      С другой стороны, пару недель назад, будучи в резерве, я работал до 22,30. Позвонил узнать расписание на завтра, а мне говорят - начало в 5.30. Я говорю - это ж всего 7 часов отдыха. А, ну да, ну да, не заметили... В итоге, первую часть, три часа, за меня ездил как раз водила-овертаймщик.

      А вообще да, я говорил - младший медперсонал это вообще жесть.

      Удалить
    2. так в том-то и дело, она не в резерве, это ее (и не только ее ) обычный график. Медсестры конечно пашут.

      Вам могу пожелать удобного графика.

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    4. Я наверное, неточно выразился.
      Хотел сказать, что в СТМ тоже есть график, когда ты находишься в подвешенном состоянии и незнаешь, что будет завтра.
      Только он рано или поздно заканчивается, пока ты продвигаешься вверх по списку и появляется возможность уже что-то выбирать, а не брать то, что осталось. А у медсестер это постоянно и навсегда...
      Хотя, есть шоферы, которые долго работатют, но выбирают "резерв" осознанно. Вот такие у них прихоти.

      Спссибо! Хороший график когд-нибудь да будет. Надо только запастись терпением))

      Удалить