воскресенье, 13 сентября 2015 г.

Бестолочи.



Вот ведь какой парадокс получается...

Местная система высшего образования в большей степени заточена на огромный объем самостоятельной работы. По сравнению с украинской системой (честно говоря, судить могу лишь с тем, что было в конце девяностых - начале двухтысячных. Но не думаю, что с тех пор наша система высшего образования кардинально поменялась) - это как детский сад и выпускные классы в школе.
На лекциях дается начальная, поверхностная информация, а все, что потребуется в дальнейшем на лабораторных работах и во время тестов - "есть в учебниках и интернете". То есть прослушать лекцию преподавателя, чтобы удачно сдать тест по его предмету - недостаточно. Около 90 процентов информации нужно искать самому.
Так, например, во время одной из лабораторных работ Добрику, как и многим студентам в ее группе, просто не хватало времени, чтобы с помощью микроскопа определить различные типы кровяных клеток. На вопрос, можно ли в свободное время прийти в лабораторию, чтобы наверстать упущенное, преподаватель сказал, что все можно найти в Ютубе. В интернете, конечно, можно и не такое найти, но во время учебы хотелось бы видеть то, с чем тебе придется когда-то работать, вживую.
Одним из обязательных предметов у Добрика будет один семестр итальянского. Если в конце одной из лекций тех, кто не все понял и запомнил среди "бьенвенуто", "арривидерчи" и "скуадра адзурро", отправят за получением опыта в итальянский квартал на Сен-Лоране, мы не удивимся.

По большому счету, я не критикую саму систему, потому как самостоятельная работа, как ни крути, пусть даже и занимает любую свободную минуту, но дает +100 очков для понимания материала, ибо, пока ты не "въедешь" сам, тебе могут хоть неделю объяснять одно и то же, но безрезультатно. Такова человеческая природа и сущность.

По идее, самостоятельный процесс познания и обучения, вырабатывает такие качества, как ответственность и способность принимать решения. Поскольку именно от них, в конечном итоге, зависит степень успешности в приобретении знаний.
Ну это можно сравнить с тем, как 16-17 летний выпускник школы приезжает в чужой город поступать в университет и поселяется в общежитии. Домашний комфорт заканчивается, семейная опека, в виде котлеток и аккуратно заштопанных носков, остается за сотни километров, начинаются суровые будни и время непростых решений, которые так или иначе будут влиять на твою жизнь по принципу "эффекта бабочки": побухать с соседним блоком или таки в очередной раз начать писать курсовую, потратить деньги на колбасу с майонезом или таки сделать ксерокопии пропущенных за месяц лекций, помыть все-таки недельные залежи посуды или на тараканов можно просто не обращать внимания.
В итоге, через пять лет, общество получает полноценную человеческую особь, которая начинает искать работодателя, которые эту полноценность сможет оценить в полной мере.

Так вот, про парадокс, упомянутый в самом начале. Удивительно, как при системе, в которой регламентировано все и вся, которая заточена на выпуск узкоспециализированных специалистов, находится и выпускается такое количество бестолочей. Когда то давно я попытался пошутить в одном из постов, что есть механики с дипломом, который позволяет им крутить болты вправо, а есть те, которые сертифицированы только на кручение влево. Изменение вектора может ввести их в ступор. Оказалось, что я был не очень далек от истины.
Может быть кому-то эпитет "бестолочи" покажется грубоватым, но я приведу несколько примеров, чтобы как-то оправдать выбор именно этой дефиниции.

Начнем с того, что перед тем, как поступить в колледж, Добрику было необходимо добрать несколько предметов. В колледжах есть специальные люди - "академические советники" (кривой несколько перевод "academic adviser"), которые, исходя из твоих данных, дают список недостающих предметов. Добрику назначили математику, химию, философию и английский с французским. Остался нерешенным вопрос с необходимостью брать физику. На первом рандеву с одним адвайзером было сказано, что физика не нужна. На сайте колледжа она все-таки фигурировала, поскольку без нее нельзя было переходить к предметам, связанным с биологией. Поэтому, чтобы избежать неприятных сюрпризов, Добрик взяла еще одно рандеву, уже с другим "специалистом", который сказал, что физику таки да, брать надо, как же ж мы могли про нее забыть? Это ломало все планы. Потом многочасовое штудирование сайта и регламента колледжа показало, что в ситуации Добрика физика не нужна. На третьем рандеву это было подтверждено окончательно и заверено закорючкой на бумажке. Если бы не дотошность Добрика, был бы потерян минимум год. При этом, по вине человека, который специально обучен для давания полезных советов в этой области. Ничего другого он не делает и делать не умеет.
Если брать мой опыт, то перед получением прав 1 класса необходимо было пройти медицинский осмотр. В одной из клиник мне померили давление и получили какой-то запредельный показатель в 180 на сколько-то там "тоже больше полутора сотен". Женщину врача эти цифры ничуть не смутили, хотя даже мне, далекому от медицины, понятно, что такие цифры должны отображаться не только на тонометре, но и на внешнем виде, как минимум. Не знаю, например, красное лицо, одышка. Не говоря уже о том, что при таких раскладах я бы вряд ли дошел самостоятельно до больницы. До того, как мне начали выписывать таблетки от давления, я ушел, малодушно пообещав вернуться. В другой клинике я получил бумажку с вполне человеческими показателями 130 на не помню сколько.
Зимой пришлось мне поработать на небольшом грузовике. Оставил включенным ближний свет и за час на морозе минус двадцать посадил оба аккумулятора. Кто сталкивался с разряженной батареей в машине, знает, что при попытке завести двигатель, раздается ни с чем несравнимый треск. Напасть застала меня в каких-то диких дебрях вдали от цивилизации. Факт, что ближайший Макдональдс располагался аж в трех километрах, подтверждает, что по канадским меркам я был на самом краю изученной географии, пусть вокруг меня и были жилые домишки. Техпомощь удалось вызвать лишь с четвертой попытки, никто не хотел ехать "прикуривать" грузовик. Но приехал таки колоритный мужик в красной рубашке в черную клетку, шапке-ушанке из енота и недокуренной сигарой в углу рта. Прицепил провода, подождал минут пять и сказал "Давай!".  Я попытался было сказать, что аккумуляторы посажены в ноль, может, подождем еще? На что оно ответил - я сорок лет механик, не учи отца... Ну, там много всяких вариантов. Я повернул ключ - вжжик-вжжик. Не заводится. Хотя уже и не треск, как сначала. То есть, дело идет, надо только подождать побольше. Но терпением он не отличался. После еще пары неудачных попыток он сказал, что проблема в стартере. Каком, нафиг, стартере, пытался возразить я. На что в очередной раз услышал, что он уже сорок лет как механик, а мне просто до сорока лет еще жить и жить. Завязался спор. К тому времени на морозе я провел уже часа полтора, так что, запала у меня не хватило. Все мои доводы разбивались о невозможность смачно выругаться и "я уже сорок лет механик!". Завести он меня не смог, зато взял за вызов 50 долларов. Понимаю, что к образованию именно этот экземпляр не имеет никакого отношения, но, тем не менее, бестолочью он является, потому как даже сорок лет опыта не гарантируют приобретение навыка мыслить. Другой механик, тихий, интеллигентного вида старичок, подождав минут двадцать, завел таки грузовик, так ни разу и не усомнившись в том, что проблема в аккумуляторе.
Добрику с бестолочами как-то больше везет. Для учебы и работы в лаборатории, необходимо сделать ряд прививок. Она обратилась в наш CLSC, ей назначили даты и необходимые прививки. Как оказалось, необходимые с точки зрения, одной бестолочи-медсестры, которая все напутала, не обратив внимание на выписку с указанием уже сделанных и назначила две ненужные. Причем, про то, что не нужна вторая из них, Добрик узнала, лишь когда пришла ее делать. На что ей, ничуть не смутившись, сказали, что вышла ошибка, ну да нечего переживать. Про то, что не нужна была первая, узнали, после того, как она была сделана. А другая бестолочь-медсестра собиралась делать укол, не выдавив (или как это называется) воздух из шприца. Ну это, блин, как водитель такси будет садится на заднее сидение и пытаться рулить и нажимать педали, а потом скажет - что-то я запутался, бывает.

На работе в госпитале у Добрика была чисто бумажная работа - распечатка направлений, регистрация пришедших анализов, сортировка историй болезни. Рабочее место было прямо в лаборатории, среди, соответственно, лаборантов. Которые панически боялись подходить к телефону и общаться с врачами. И это люди с родным английским и французским. Каждый раз общение по телефону они спихивали на Добрика. Ну, грубо говоря, представьте, что вы, владея с детства украинским или русским языком, сваливаете необходимость общения с таким же носителем языка на, например, гостя из солнечного Узбекистана. Или прибалта. Или алжирца. Или того же североамериканца, которые владеют вашим родным языком  всего несколько лет.
Кстати, отсутствие у Добрика какого-либо образования пусть даже отдаленно связанного с микроскопами и чашками Петри, не мешало этим самым бестолочам-лаборантам, которые учились на это три года, спрашивать, какой именно анализ надо делать в том или ином случае. Тут, правда, встает вопрос: это они из-за банальной бестолковости, другими словами, из-за отсутствия знаний, или по причине нежеления брать на себя хоть какую-то ответственность и принимать решение? Хотя, какое решение? Если есть четкая инструкция, что желтый цвет пробирки означает необходимость делать анализ на сахар, а не на педикулез.

Примеров бестолковости можно приводить еще много. И когда секретари в организации не знают, как найти человека из их же офиса, но с другого этажа. Или когда в магазине получение товара вгоняет служащего в ступор, потому как он его первый раз видит, пусть даже есть все сопроводительные документы. Про бестолочей консультантов в магазинах уже и упоминать не надо, много про них сказано. Или про ту же техподдержку по телефону. Или про установщиков интернета, которых обескураживает неанглийское меню и они не могут найти строку поиска в Гугле. В общем, тысячи их.

Думаю, хоть это и лишнее, но все же уточню, что это никак не обобщение всего общества. Это лишь примеры, с которыми мы столкнулись лично, причем, как наглядно показано, совершенно в различных сферах деятельности. 

3 комментария:

  1. ох.....хоть я здесь совсем недавно, но уже успела оценить некоторые подобные экземпляры, к сожалению.....Да, тут похоже, полиграф полиграфовичей шариковых полно......)) в том числе, и дипломированных......

    ОтветитьУдалить
  2. Привольно, повеселило)) Нам пока такие не попадались, но мы тут только 2 месяца

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нам тоже такие стали попадаться не с первого дня. Первое время они сидели в засаде, чтобы на второй-третий год каааак выскочить)))

      Удалить